Такой подход позволяет разработать содержание географического образования в единстве следующих составляющих: географической картины мира; ценностного и деятельностного компонентов; личностно-творческой основы географической культуры.
Попытаемся кратко охарактеризовать концепцию трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности. Прежде всего, определим его конечную цель - формирование географической культуры личности выпускника. Такая цель требует модернизации содержания, технологии формирования географической культуры и определения его развивающего потенциала. Географическую культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. При объяснении понятия «географическая культура» необходимо взять за основу подразделение общегеографических знаний и умений на две большие группы:
- знания и умения, в формировании которых география участвует наряду с другими школьными предметами;
- знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее «персональный» вклад в общую культуру подрастающего поколения.
Рассмотрим сначала первую группу, которая включает три главные составные части.
Во-первых, это географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения школьников. География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:
I. Идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях:
- географическая оболочка – качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии; взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене веществ и энергии;
- географическая оболочка неоднородна в своей структуре: каждая ее часть (зональные и азональные природные компоненты) имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие закономерности развития;
- географическая оболочка – саморазвивающаяся система, усложняющаяся в вещественном составе и процессах; ей свойственно изменение во времени и пространстве вследствие противоречивых воздействий внутриземных и внешних источников энергии.
II. Идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности:
- все элементы, составляющие хозяйство, все процессы, протекающие в нем, взаимосвязаны между собой;
- хозяйство – это система, находящаяся в постоянном развитии и характеризующаяся отмиранием старого и проявлением нового.
III. Идеи, охватывающие проблему «природа и общество»:
- человек как часть природы;
- природные условия Земли разнообразны, неодинаково их влияние на хозяйство разных ее территорий;
- роль природы, степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства исторически меняются;
- человек как фактор, воздействующий на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и ее изменяющий. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие полезные материалы
Экономика Греции В данной работе мы рассмотрим экономику Греции. Мы осветим промышленность, сельское хозяйство, туризм, энергетику, так же проекты инфраструктуры. Постараемся сделать вывод из полученной информации. Греческая экономика, рыночно ориентированная эконо ...