Daold.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Восточно-Европейская платформа

В современной структуре прогиба выделяется несколько сегментов, различающихся по характеру разреза, условиям залегания, времени прогибания: Донбасс, Днепровско-Донецкая впадина, Припятский прогиб, Брестская впадина.

Донбасс — складчатая система, состоящая из широких синклинальных и узких антиклинальных складок. Расположенная западнее Днепровско-Донецкая синеклиза заполнена палеозойскими осадками, среди которых в верхнем девоне имеются соленосные и эффузивные формации, а также мощной толщей осадков мезозоя и палеогена. В ней прослеживаются две .зоны соляных куполов: северная по линии Ромны — Ахтырская и южная — но линии Исачки — Полтавская.

Западнее синеклизы располагается Припятский прогиб, отделенный от Днепровско-Донецкой впадины Черниговским выступом фундамента. Бурением и геофизическими исследованиями в Припятском прогибе обнаружено большое количество локальных надразломных поднятий сложного строения с раздувом соленосных толщ.

Крайним западным .сегментом Большого Донбасса является Брестская впадина, отделенная от Припятской Полесской седловиной. В отличие от остальных сегментов авлакогена Брестская впадина интенсивно прогибалась в нижнем палеозое (мощность силура в сопредельных районах Польши более 1 км). Восточным продолжением авлакогена Большого Донбасса является погрезеянный "вал Карпинского". Наиболее приподнятая часть вала установлена в Бузгинском районе, где фундамент залегает на глубине 1 км, затем он ступенчато погружается к Каспийскому морю до 2,5 км.

Наиболее активная зона авлакогена в настоящее время — Днепровско-Донецкая впадина, о чем свидетельствуют землетрясения: 1858 г., М = 3,3, I₀ = 5 баллов в районе Харькова; 1905 г., M = 3,0, I₀ = 5 баллов в Черниговской области; 1937 г., M = 3,0, I₀ = 6 баллов в Донецкой области. Продолжают развиваться разломы на южных крутых бортах Воронежской и Белорусской антеклиз, о чем свидетельствуют землетрясения в районе г. Павловска (1825, 1832), ,М = 3,6—4,0, I₀ = 5—6 баллов; Курска (1944), М = 3,0; I₀ = 5 баллов; Орла (1903), М = 3,0; I₀ = 5 баллов; Липецка (1896), M = 3,6; I₀ = 5 баллов; Тамбова (1954), M = 4,8.

Большое значение в строении и развитии Восточноевропейской платформы принадлежит меридиональному разлому, названному нами Главным Восточноевропейским разломом. Существование разлома отмечалось А. Д. Архангельским (1927), называвшим его "Главным рвом платформы", и Н. С. Шатским (1958), отметившим сквозной характер разлома, рассекающего как платформу, так и альпийскую складчатую зону. Он проходит по линии Элиста — Волгоград — Саратов — Казань — Сыктывкар. Разлом маркируется многими структурами северо-восточного простирания: Ергенинской и Волгоградской флексурами, Казанско-Сергиевским и Кажимским авлакогенами, вдоль которых бурением установлена увеличенная мощность палеозойских и мезозойских отложений, а в фундаменте обнаружены зоны катаклазитов и милонитов.

Разлом с древних времен разделял два крупнейших блока платформы: поднятый западный и опущенный восточный. В девонский период и в верхнеюрскую эпоху в грабенообразных прогибах вдоль разлома проявлялся трапповый магматизм. На альпийском этапе, в акчагыльский век вдоль разлома устремилась на север крупная трансгрессия Каспийского моря. Меньшие по размерам трансгрессии происходили в четвертичный период. Вдоль разлома на участке Волгоград — Саратов протекает Волга, русло которой имеет здесь поразительно прямолинейные очертания. Наиболее активная часть разлома — Казанско-Сергиевский авлакоген, о чем свидетельствуют землетрясения (1809 г., М=4,2; I₀ = 6 баллов в районе Вятки; 1865 г., М = 2,3; I₀ = 4 балла в районе Казани) и Кажимский авлакоген, с которым связано землетрясение в районе г. Сыктывкар в 1939 г. с М = 4,7, h = 7 км, I₀ = 7 баллов. Разлом имеет огромную протяженность и достаточно четко выделяется также на Скифской плите и на Кавказе. Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 

Другие полезные материалы

Экономико-географическая характеристика Нижневартовска Представленная работа посвящена теме: «Экономико-географическая характеристика Нижневартовск». Современное состояние экономики города характеризуется рядом факторов и проблем, имеющих общее для Сибири и всей России значение, но, вместе с тем, и здесь нал ...