В итоге можно сказать, что с 1865 по 1867 гг. прирост крестьянского населения увеличился на 31579 ревизскую душу, в связи с чем численность ревизских душ составила 177272. Мощный приток переселенцев, а отчасти и естественный прирост, дали такую значительную цифру спустя три года после начала массового переселения в Алтайский округ. В целом, на фоне общесибирских показателей интенсивность переселенческих потоков Томской губернии значительно выше средних значений. Миграции были сильным внешним фактором, который оказывал значительное влияние на демографическое состояние населения Алтайского округа. Плотность населения на 1 кв. версту увеличилась с 3,7 чел. в 1897 г. до 4,2 чел. в 1905 г. Это значительный показатель процесса освоения территории, но он не был стабилен, и его дальнейший рост во многом зависел от численности внешних притоков. Здесь свою роль сыграла значительная пространственная протяженность округа, которая предопределила некоторое "растекание" населения по территории. С одной стороны, это способствовало освоению новых земель, а с другой — рассеиванию населения. Так или иначе, но благодаря массовому притоку переселенцев, Алтайский округ, имевший до 1865 г. сравнительно небольшое количество населения, к 1905 г. стал одним из наиболее заселенных регионов Сибири.
В результате Беловежских соглашений 1991 года двадцать шесть субъектов Российской Федерации из внутренних территорий государства превратились в приграничные. Алтайский край относится к числу таких территорий. Он имеет прямой выход к российско-казахстанской границе, протяженностью около 800 км. Край граничит с Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областями Казахстана. Изменение территориального статуса края отразилось на всех сферах регионального развития: изменилась конфигурация транспортных и инженерных коммуникаций, осуществляется переориентация экономики на внутрироссийский рынок, изменился режим природопользования, качественным трансформациям подверглись миграционные процессы в регионе.
По данным Алтайского краевого комитета государственной статистики начиная с 1990 года на Алтай из сопредельного государства прибыло свыше 170 тысяч человек, в противоположном направлении выбыло 45 тысяч. Ежегодно в регионе оседает от 7 до 11% иммигрантов из Казахстана в Россию. Примерно такой же является и доля жителей Алтайского края среди российских эмигрантов в соседнюю страну. Однако официальные данные существенным образом расходятся с фактическими. По мнению экспертов, соотношение незарегистрированной и зарегистрированной миграции в крае составляет 3:2, и Казахстан является основным государством выхода также и незарегистрированных переселенцев.
Динамика валовой миграции характеризовалась крайней неустойчивостью. За десять с небольшим лет периоды ее роста и периоды снижения четырежды сменяли друг друга. При этом траектории изменения числа прибывших и числа выбывших до 1998 года в основном не совпадали. В последующие годы преобладающей стала тенденция сокращения не только миграционного оттока, но и притока, обусловленная тремя причинами: во-первых, ухудшением социально-экономической ситуации в регионе в результате финансового кризиса 1998 года; во-вторых, частичным исчерпыванием миграционного потенциала соседнего государства; и, в-третьих, усилившимся тяготением иммигрантов из Казахстана в Кемеровскую и Новосибирскую области - в регионы с более высоким уровнем жизни. Размах вариации валовой миграции составил 11,8 тыс. человек. Коэффициент вариации, характеризующий относительную меру колеблемости рассматриваемого показателя, - 21,4 %.
Динамика чистой миграции также не отличалась стабильностью, ее величина в рассматриваемый период изменялась от 3,5 до 16,5 тыс. человек и в среднегодовом исчислении составила 10,4 тыс.
В настоящее время пограничные миграции слабо управляемы, что обусловлено либерализацией общественной жизни и заменой института прописки регистрацией граждан, появлением новых видов и распространением латентных форм миграции, необустроенностью государственной границы. По оценкам экспертов, современная миграционная политика в регионе носит излишне центристский и декларативный характер и отличается неоправданно зауженными целями и объектом регулирования; дисперсной законодательной базой; ограниченностью ресурсов, набора методов и рычагов управленческих воздействий; отсутствием адекватных современным условиям механизмов и технологий регулирования; слабой связью с другими составляющими региональной социально-экономической политики. Все это в равной мере относится и к управлению пограничными миграционными процессами. Однако стремление придать миграциям более организованный характер не должно мешать свободе передвижения граждан и соблюдению их прав. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие полезные материалы
Размещение угольной промышленности России Уголь - самый распространенный в мире энергетический ресурс. Уголь стал первым видом ископаемого топлива, используемым человеком. Уголь – вид горючих ископаемых, представляющий собой окаменевшие остатки древних пресноводных растений и отличающийся качествен ...