Государственная промышленная политика в Австрии формируется и реализуется в рамках общей экономической политики правительства, исходя из рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС.
В ходе эволюции концепции промышленной политики в послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы.
Был также сделан вывод о нецелесообразности государственной поддержки нерентабельных, бесперспективных предприятий и предпочтительности замещения их продукции более эффективным импортом.
Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности) осуществляется поэтапно. Государство активно участвует в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и т.п.).
Сегодня государственная промышленная политика в Австрии концентрируется на создании законодательным путем, и обеспечении механизмами исполнительной власти, рамочных условий деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.
При этом важную роль в опосредованном государственном финансировании и стимулировании продуктивных производственных капиталовложений играет система специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм банковского кредитования.
Средства фондов образуются и пополняются за счет поступлений из бюджета, а также путем использования других источников (продажа акций государственных предприятий, привлечение свободных средств Австрийского национального банка и т.п.).
Право на обращение в тот или иной фонд за финансированием имеется практически у любого предприятия, если предполагаемое вложение капитала отвечает установленным в рамках каждого фонда критериям. Решение о предоставлении финансирования принимается фондом после всесторонней проверки инвестиционного проекта. Информация о предоставленных средствах аккумулируется в едином банке данных и используется при проверках в целях предотвращения злоупотреблений льготным финансированием.
В качестве инструментов стимулирования инвестиционной деятельности через фонды используются предоставление ссуд, займов и кредитов под льготные проценты, а также гарантий по банковским кредитам. Однако наиболее распространенным является субсидирование процентов по выдаваемым банками кредитам. Механизм такого субсидирования заключается в предоставлении банком предприятию-инвестору кредита по льготной ставке, предусматриваемой фондом, и выплате банку компенсации из средств фонда в размере разницы между льготной и рыночной процентной ставкой. Для банка эта операция является обычным кредитованием, предусматривающим общепринятые в банковской практике гарантии и санкции и связанным с обычными банковскими рисками. Как правило, по поручению клиента и за соответствующую комиссию, банки выступают и в качестве посредников по выполнению всех формальностей, связанных с получением субсидий через фонды. При этом банк помогает клиенту выбрать наиболее оптимальный вариант субсидирования, исходя из конкретного инвестиционного проекта.
Операциями по кредитованию инвестиций с использованием средств фондов могут заниматься практически все универсальные коммерческие банки. Вместе с тем, в Австрии есть специализированные банки, для которых эти операции являются основным видом деятельности. Наиболее крупный из них - "Инвесткредит", осуществляющий, в соответствии со своим уставом, операции по "финансированию и стимулированию инвестиционных проектов предприятий в Австрии и привлечению средств рефинансирования этой деятельности". "Инвесткредит" предоставляет долгосрочное кредитование на 10-15 лет, как правило, крупных проектов, по твердой процентной ставке на весь срок действия кредита. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие полезные материалы
Географическая оболочка Географическая оболочка Земли (синонимы: природно-территориальные комплексы, геосистемы, географические ландшафты, эпигеосфера) - сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Обладает сложной пространственной диффе ...