Daold.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Исторические предпосылки политического и экономического развития Австрии

“Постоянный нейтралитет” стал важнейшим фактором австрийской экономики и политики. Этот международно-правовой статус страны имеет столь большое значение, что представляется уместным более подробно коснуться его истории и некоторых связанных с ним проблем.

При оценке постоянного нейтралитета Австрии следует принять во внимание, что для австрийского народа этот статус является совершенно новым, так как с 1529 года его страна была ядром великой державы и в этом качестве он привык жить в крупном, почти автаркическом политическом сообществе.

Австрийская республика образовалась в ноябре 1918 г. после распада Австро-Венгерской монархии. В 1938 г. произошло насильственное присоединение Австрии к нацистской Германии. После освобождения Австрии в 1945 г. ее территория была разделена на советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации. Великие державы осознавали, что существование независимой Австрии необходимо для поддержания мира во всем мире. Это создало основу для усилий австрийского правительства, с 1945 года направленных на восстановление независимости страны.

Уже в 1946 году на сессии Совета министров иностранных дел союзных государств делались попытки внести на повестку дня вопрос о заключении Государственного договора с Австрией. Летом 1946 года фактически обсуждалось состояние австрийского вопроса. В январе 1947 года заместители министров иностранных дел смогли приступить к разработке проекта договора, и почти половина его статей была согласована. Но многие сложные пункты остались неразрешенными.

Московская конференция министров иностранных дел, которая проходила с 10 марта по 24 апреля 1947 года, выявила по австрийскому вопросу многочисленные разногласия между западными державами и Советским Союзом. После также безуспешной конференции министров иностранных дел в Лондоне (ноябрь – декабрь 1947 года) обсуждением австрийского вопроса занимались заместители министров иностранных дел союзных государств, но и они не достигли какого-либо решения. Особенно трудно поддавались решению вопросы “германского имущества” и югославских территориальных притязаний к Австрии.

Одной из существенных проблем для восстановления и создания политического порядка всех европейских стран в послевоенной Европе стало решение об участии в плане Маршалла и Организации европейского экономического сотрудничества. Для Австрии с самого начала было делом само собой разумеющимся принять помощь по плану Маршалла и сотрудничать с ОБЭС. Это была важная предпосылка для гигантской восстановительной работы после разрушений, причиненных войной.

Создание НАТО в апреле 1949 года и берлинская блокада недвусмысленно показали явную тенденцию к образованию блоков в Европе. Тем решительнее было стремление Австрии сохранить независимую позицию вне блоков. На Парижской конференции министров иностранных дел в мае – июне 1949 года было достигнуто принципиальное согласие по основным пунктам. Прежде всего Советский Союз более не поддерживал югославских территориальных притязаний. Границы Австрии по состоянию на 1 января 1938 года оставались неизменными. Заместителям четырех министров иностранных дел было поручено разработать в течение последующих двух месяцев проект договора; однако по экономическим вопросам прийти к общему мнению не удалось.

Дальнейшие переговоры (Лондон, 4 июля – 1 сентября 1949 года; Нью-Йорк, сентябрь 1949 года), проходившие в соответствии с решениями Парижской конференции, вновь привели лишь к частичным результатам. После более чем 250 заседаний в 1950 и 1951 годах переговоры в конце концов прекратились.

Для того чтобы их возобновить, западные державы разработали в 1952 году так называемый “сокращенный вариант” Государственного договора. Это стало возможным в результате того, что все пункты, включавшие в себя вопрос о суверенитете Австрии, были просто-напросто вычеркнуты.

Однако Советский Союз отклонил этот сокращенный вариант. В то же самое время, когда Советский Союз отклонил западные предложения “сокращенного варианта”, Федеральное правительство на заседании Национального совета Австрии со всей ясностью объявило своей будущей политикой нейтралитет в качестве международно-правовой позиции Австрии.

Летом 1952 года Федеральное правительство передало всем государствам, с которыми Австрия поддерживала дипломатические отношения, меморандум, в котором содержалось требование прекратить оккупацию, восстановить суверенитет, а также согласие принять сокращенный вариант Государственного договора. Бесчисленные заседания заместителей министров иностранных дел, по существу, давали повод к опасениям полного застоя в переговорах.

Одновременно Федеральное правительство через посредничество Бразилии искало поддержки ООН для того, чтобы возобновить переговоры о Государственном договоре. В декабре 1952 года Генеральная Ассамблея ООН без возражений, лишь при 2 воздержавшихся, приняла резолюцию, в которой содержалось положение об ответственности союзников за восстановление суверенитета Австрии на основе Московской декларации 1943 года. Решение Генеральной Ассамблеи и последовавший обмен нотами остались, однако, без результатов. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие полезные материалы

Экономико-географическое описание Румынии Румыния - удивительно разнообразна. Здесь и горные вершины, и величественный Дунай, и черноморские пляжи. Очень похожи на города средневековой Германии или Венгрии города Трансильвании. Данью византийскому стилю являются православные монастыри Молдавии и Бу ...