Для Австрии характерна многопартийная система. С конца прошлого века в Австрии существуют три главные политические партии: Социалистическая партия Австрии, Австрийская народная партия и Либеральная партия Австрии.
Австрийская социал-демократия в своем отношении к государству находилась под большим влиянием Фердинанда Лассаля, нежели Карла Маркса. Доминировала та его точка зрения, что государство в условиях капиталистической экономики в результате политически организованной, самостоятельной борьбы рабочего движения может быть превращено в рычаг его освобождения. Классовое содержание буржуазного государства было подвергнуто анализу, как и необходимость качественно новой формы демократического господства (“социальная демократия”). Однако оно должно было быть по возможности реализовано парламентским путем, ведущим к государству, управляемому социал-демократами.
Первая программа вновь образованной в 1945 году СПА вобрала в себя весь исторический опыт, накопленный с момента ее образования. В ней отсутствовали как заявление о приверженности “научному социализму” (марксизму), так и ссылка на необходимость ликвидации капитализма. Однако она гласила, что наряду с безусловным признанием парламентской демократии “классовая борьба рабочих становится борьбой всех слоев трудящихся за преобразование нынешней системы социальной неуверенности, за новое социалистическое устройство общества”.
В соответствии с этим программа действий партии содержала требование осуществления решительных шагов по национализации. Если первый закон о национализации 1946 года охватывал 125 предприятий сырьевой и тяжелой промышленности, банковского и страхового дела, то год спустя на основании второго закона о национализации была национализирована и электроэнергетическая промышленность.
Понятно, что эти мероприятия по национализации, вопреки некоторым идеологическим воззрениям, не представляли собой шагов в борьбе за социализм. Консервативные силы тоже первоначально были согласны на это. Учитывая слабость национального частного капитала, реконструкцию можно было провести лишь таким образом, чтобы не рисковать тем, что бывшая “германская собственность” отойдет Советскому Союзу. Кроме того, национализированная промышленность в связи с “планом Маршалла” выполняла важную функцию и для частного сектора.
Данный внутриполитический консенсус (опиравшийся на существовавшую до 1966 года большую коалицию и несмотря на внутрипартийное сопротивление проводившуюся до 1988 года ориентацию на Запад во времена “холодной войны”) по этому вопросу сохранялся недолго.
Австрийская народная партия (АНП) и близкие к ней группы социальных партнеров торпедировали расширение общественного сектора (например, в направлении прибыльной промышленности, выпускающей конечные продукты). А при помощи системы “двойных цен” ущемляли национализированные предприятия в пользу частной промышленности.
Другие существенные требования программы действий СПА 1947 года, например превращение национализированной промышленности в обобществленную путем расширения живой демократии на предприятии, не были выполнены. Несмотря на все препятствия, на недвусмысленный курс АНП против общественного хозяйства (первые признаки которого появились в середине 50-х годов), вплоть до 80-х годов примерно четверть австрийских трудящихся работала в этой сфере, состоящей из предприятий, принадлежащих федерации (60 процентов), местной промышленности (11 процентов), кооперативам (12 процентов) и федеральным землям (7 процентов).
С начала существования второй республики национализированная промышленность и все народное хозяйство были интегрированы в смешанную экономическую (капиталистическую) систему. Это не соответствовало выдвигавшимся ранее социалистами требованиям планового руководства всей экономикой, осуществляемого государственными экономическими инстанциями при значительном влиянии профсоюзов.
В новой программе СПА 1958 года – так же, как почти во всех программных документах времен второй республики – содержатся признание существования важности общественного сектора и призывы к его сохранению. До 1966 года СПА выступала в роли младшего партнера большой коалиции, будучи еще сильнее вовлеченной во взаимосвязанную, корпоративную политическую систему, чем это имеет место в других парламентских демократиях, за счет параллельно возведенной системы социального партнерства. Но при этом ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения политической стратегии не разворачивала дебатов о перспективах общественного сектора, который являлся ее главной организационной опорой. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие полезные материалы
Южный Буг Южный Буг – самая крупная река (длина 806 км) Украины, бассейн которой (площадь – 63700 км2) полностью расположен в пределах страны. Она берёт начало на Подолье (высота истока – 321 м), несёт свои воды по Приднепровской возвышенности (средний наклон русла – ...