Астраханская область в силу своего географического положения является стратегически важным транспортным узлом, занимая ключевую позицию на самых коротких, экономически выгодных евро-азиатских транспортных маршрутах. Транспортную сеть области составляют 567 км железнодорожных путей, 3806 км автомобильных дорог, 1120 км внутренних судоходных путей.
В последние годы Астраханский транспортный узел переживает бурное развитие как крупный центр товарообмена между Европой и Азией. Объем перевалки грузов вырос по сравнению с 1996 годом более чем в 2 раза.
Одним из основных объектов инфраструктуры российского участка коридора «Север-Юг» является новый строящийся морской торговый порт Оля Астраханской области. Порт Оля находится на 60 км Волго-Каспийского канала (на 100 км ниже г. Астрахани), имеет сухогрузный причал длиной 180 м и автопаромный комплекс (длина причальной стенки 130 м), оснащенный для приема судов типа «Ро-Ро», работающих на грузопассажирской линии «Каспиан Тракер Лайн» на порты Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран). Порт оснащен 4 кранами грузоподъемностью 20–25 тонн. Глубина у причалов 5,2 м. Мощность переработки действующих причалов 540 тыс. тонн в год. 3 июня 1997 г. введена в эксплуатацию I очередь пионерного причала порта. Мощность переработки около 400 тыс. тонн в год. В 1996 г. к порту подведена автомобильная дорога протяженностью 5,4 км. В настоящее время ведется строительство мощного контейнерного терминала. В июле 2001 г. принят рабочей комиссией второй этап II очереди пионерного причала порта с комплексом зданий и сооружений пункта пропуска через государственную границу РФ и накопительной площадкой.
В Астраханской области работают 62 компании, осуществляющие деятельность, связанную с перевозками грузов водным транспортом, в числе которых 11 стивидорных компаний, 12 компаний, занимающихся перевозкой грузов, и 34 транспортно-экспедиторских. Область имеет в наличии сформированную инфраструктуру для мореплавания.
Астраханское отделение Приволжской железной дороги является важным звеном единой системы России, осуществляющей местные и транзитные грузовые и пассажирские перевозки в разных направлениях.
Значительный интерес для Астраханской области представляет деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р). Уже в 2002 г. по трассе магистрального нефтепровода Тенгиз – Новороссийск было перекачено 25 млн. тонн нефти. Трубопроводная система КТК-Р проходит на протяжении 222 км по территории 5 районов области. Трубопровод будет способствовать развитию существующих на территории области нефтяных месторождений, вследствие возможности поставки по нему добываемой нефти. В перспективе мощность трубопровода будет доведена до 67 млн. тонн в год.
Общая протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4771,5 км, в том числе, 3806 км автомобильных дорог общего пользования.
Астраханский аэропорт из-за удобного географического положения используется авиакомпаниями России и других стран как промежуточный при выполнении рейсов и имеет статус международного. Обслуживание транзитных авиарейсов составляет около 50% от всего объема работы аэропорта. Повышению привлекательности взаимодействия с Астраханским аэропортом способствует оборудование в нем и открытие международного сектора, что позволило связать Астрахань со многими зарубежными странами.
Таким образом, видно, что наиболее важным видом транспорта Области в составе транспортного комплекса является автомобильный.
Другие полезные материалы
География Астраханской области Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодейству ...