Daold.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Общество

Социальная структура. До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, генералитет, крупное купечество, крупные землевладельцы, в большинстве своем также пуштуны. Чуть ниже располагались молодые администраторы и офицеры, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам, занявшие места в структуре государственного управления, армии и полиции, а также научная элита и крупные богословы. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие и средние торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и малоимущие кочевники-скотоводы.

После свержения монархии в 1973 были упразднены официальные титулы средневекового типа, традиционная знать постепенно теряла господствующие позиции в политике и экономике.

После прихода к власти в 1978 "Народно-демократической партии Афганистана" правящая элита подверглась радикальной трансформации: доминирующие позиции в системе государственного управления заняли функционеры правящей партии и лица, поддерживавшие правительство (офицеры, интеллигенция, средние предприниматели, чиновники). Духовенство, ханы племен, крупные предприниматели и землевладельцы были репрессированы и в массовом порядке покинули страну. За пределы Афганистана бежали и миллионы крестьян, лавочников, представителей интеллигенции. В период правления президента Наджибуллы (1986–1992) многие видные посты в системе государственного управления заняли лояльные режиму беспартийные деятели.

После падения правительства президента Наджибуллы в 1992 и прихода к власти исламистов состав правящей элиты вновь радикально изменился: господствующие позиции в политике и экономике заняли лидеры военно-политических группировок талибов, верхушка духовенства и крупные полевые командиры: власть захватывалась силой оружия. При этом быстро развивался процесс ее фрагментации: используя силу, лидеры крупных вооруженных формирований создавали на местах полуавтономные структуры власти, фактически не подчинявшиеся центральному правительству. Высшие традиционные слои – верхушка духовенства и ханы племен – были окончательно вытеснены из властных структур.

В созданном талибами в 1996 Исламском Эмирате Афганистан власть перешла к муллам и связанным с ними командирами вооруженных отрядов. После разгрома режима талибов к власти на местах вновь вернулись полевые командиры моджахедов при слабом центральном правительстве. Сделавшие состояние на вооруженном грабеже и наркотиках, они де-факто становились руководителями местных администраций. В последнее время в процессе создания новых, современных институтов их политические позиции слабеют. В их среде формируются наркобароны и крупные предприниматели. Одновременно на политическую арену Афганистана выходят представители нового поколения технократов из числа амбициозных и образованных эмигрантов, возвращающихся из-за рубежа. Их противостояние со старой гвардией исламистов будет определять содержание политической борьбы в Афганистане в ближайшее десятилетие.

Роль религии. После ликвидации режима талибов в 2001 политическая роль ислама была сведена к минимуму, однако он сохранил сильные позиции в образовании, судопроизводстве и в сфере семейно-брачных отношений. При достаточно большом объеме религиозной риторики ислам уже не определяет характер и направление общественно-политического развития страны, хотя еще долгое время будет влиять на него. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие полезные материалы

Экономическая география Южного федерального округа Актуальность выбранной тематики исследования обусловлена тем фактом, что защита экологии представляет собой сложную, многостороннюю задачу, решение которой потребует мобилизации всех сил человечества и предполагает целый ряд этапов. В связи с этим целью дан ...