Daold.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Культура

Богатые традиции имеет прикладное искусство. Афганские мастера славятся изготовлением украшений из золота и серебра, декоративной вышивкой, резьбой по дереву и ковроткачеством. Основные центры художественной обработки металла – Газни, Герат и Кандагар.

Музыка и танец. В Афганистане до сих пор сохраняются традиции музыкального фольклора. Народная музыка сопровождает пение и танцы и выступает также как самостоятельный вид искусства. Обычно она исполняется на свадьбах и на всякого рода торжествах (рождение ребенка, праздники). Особенно популярны героические песни и баллады, воспевающие национальное достоинство и борьбу афганцев за независимость, а также песни-двустишия, рассказывающие о любви. Танцы обычно раздельные (мужские и женские). В пуштунских районах известен боевой танец атан. Популярны струнные (домбра, тамбур, сетар) и струнно-щипковые (рубаб), духовые (флейта и сурна), ударные (барабан, дхол, цимбалы), клавишные (армония) и струнно-смычковые (гиджак) инструменты.

Рождение афганской популярной музыки связывают с работой музыкальной редакции "Радио Афганистана", благодаря усилиям которой в стране возникли первые профессиональные оркестры и появилось новое поколение афганских певцов. Среди исполнителей было немало женщин, что свидетельствовало об изменении настроений в обществе, где прежде профессиональная музыка считалась недостойным занятием для женщины. Популярность у слушателей приобрела пуштунская музыка с таджикской лирикой, а также мелодии из индийских и пакистанских кинофильмов.

До установления власти талибов Кабул считался основным центром афганской музыкальной культуры. Однако исламские радикалы попытались искоренить эти "чуждые", с их точки зрения, влияния, навязав запрет на танцы, игру на музыкальных инструментах и звукозапись. После падения режима талибов афганская музыкальная сцена начала возрождаться, возобновились музыкальные передачи на радио и телевидении, а некоторые коллективы (например, Кабульский ансамбль) побывали с гастролями в различных странах мира.

Театр. Современное театральное искусство начало зарождаться после обретения страной независимости. Первый театр был открыт в Пагмане (пригород Кабула) в нач. 1920-х. Позже появились другие любительские ("Зайнаб нандаре", "Мрастун") и профессиональные ("Шахри нандаре") театры. К 1978 была создана труппа Кабульского государственного драматического театра. До того, как в Афганистане начались войны, в Кабуле постоянно ставили пьесы как афганских драматургов, так и зарубежных авторов. Отдельные афганские режиссеры-постановщики пытаются возродить сценические традиции прошлого.

Система образования. Наиболее примечательной особенностью культурной жизни Афганистана в 20 в. стало расширение сети учебных заведений и облегчение доступа к образованию. Вплоть до нач. 20 в. в Афганистане господствовала религиозная система образования, работали традиционные деревенские школы, в которых обучали азам чтения, письма и арифметики. К нач. 20 в. стали открываться светские учебные заведения, но только реформы 1920-х заложили основу современной модели обучения. Обязательным и бесплатным на всех уровнях образование стало к 1931, хотя доступ большинства населения к среднему и высшему образованию был ограничен. В 1961 правительство открыло женщинам доступ во все государственные вузы. Особый акцент делался на развитии начального образования. В 1970-е появилось много начальных и средних школ, созданных по европейским образцам.

Долгие годы войны разрушили в Афганистане налаженную систему просвещения. За время конфликта более 7,5 тыс. школ были закрыты или уничтожены. Многие преподаватели оставили работу и покинули страну. К кон. 1990-х на большей части Афганистана были запрещены светские формы преподавания, также как и обучение девочек и женщин. Основное место в учебных программах заняли богословские науки и изучение Корана на арабском языке. Восстановление национальной системы образования началось в 2002.

Обучение в начальной школе (от 3 лет в сельской местности до 6 лет в городах) является обязательным и бесплатным для детей в возрасте от 7 до 14 лет. В 2002/03 уч. г. их посещало св. 1,2 млн. учащихся (ок. 30% детей соответствующего возраста). По окончании начальной школы открывается доступ к среднему образованию, которое разделено на неполную (7–9 классы) и полную (10–12 классы) среднюю школы. В 2002/03 уч. г. в них обучалось ок. 300 тыс. учащихся. К кон. 2005 работало ок. 7 тыс. школ. Обучение бесплатное и раздельное на всех ступенях. В 2004/05 уч. г. в школах работало 74466 учителей. Занятия ведутся преимущественно на языках дари и пушту, в местах компактного проживания национальных групп – на их родном языке. По официальным данным, к 2004/05 уч. г. в школах обучалось, по разным оценкам, от 3,7 до 4,2 млн. учащихся, в т.ч. 40,5% девочек от 7 до 14 лет. Однако в целом по стране посещаемость школ неравномерна. В южных провинциях Афганистана свыше 61% детей не имеют возможности ходить в школу. Для решения этой проблемы разработана программа передвижных школ, чтобы донести образование в сельские районы. В будущем планируется изучение возможности внедрения новой структуры общеобразовательного учреждения, которая предполагает восьмилетнее начальное и четырехлетнее среднее образование. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие полезные материалы

Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна В современном мире происходит частая смена политической и экономической обстановки как на отдельно взятом предприятии, так и в стране, мире в целом. Основной причиной таких изменений, на мой взгляд, является в главной степени обеспеченность природными р ...