Предпринимательством занимается наиболее активная часть населения. Предприниматели работают, не считаясь со временем, практически не требуя для своего развития государственных ресурсов. При этом они расширяют налогооблагаемую базу.
Во всех развитых странах мира малый и средний бизнес играет важную роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. Уровень развития малого предпринимательства является своеобразным критерием социально-экономического благополучия той или иной территории. В Иркутской области следует существенно активизировать развитие данного сектора экономики.
Опыт реализации предыдущих Программ «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске» показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки.
Таблица 1. Уровень развития малого предпринимательства в Иркутской области в сравнении с другими субъектами РФ и регионами мира
Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:
· необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
· развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
· обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
· содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
· надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
· взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
· благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства – задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории г. Иркутска, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, определенных в Комплексной программе социально-экономического развития города Иркутска на период до 2020 года.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в г. Иркутске за 2004–2008 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 1 (по данным Иркутскстата). При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений:
Наименование показателей | Ед. изм. | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Число малых предприятий | единиц | 3851 | 4456 | 4966 | 5447 | 7166 |
Число индивидуальных предпринимателей (по данным ФНС) | человек | 27133 | 27893 | 22304 | 16360 | 15900 |
Численность работающих на МП | человек | 40675 | 41408 | 36987 | 42391 | 43810 |
Объем выпуска продукции МП | млн. руб. | 8746 | 12535 | 15894 | 12197 | 20662 |
Фонд оплаты труда МП | млн. руб. | 849,3 | 1408 | 1554 | 1227 | 3062 |
Среднемесячная зарплата на МП | руб. | 2327 | 2833 | 3583 | 4170 | 6180,7 |
Выручка от реализации на МП | млн. руб. | 40969 | 40448 | 46921 | 40213 | 132159 |
Инвестиции в основной капитал МП | млн. руб. | 72,3 | 91,2 | 294,3 | 161,5 | 301,3 |
Доля налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города | % | 8,8 | 7,5 | 12,2 | 18,3 | 20,1 |
Другие полезные материалы
Экономико-географическая характеристика Сибирской металлургической базы Черная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела. Собственно металлургическим циклом является производство чугуна, стали и проката. Предприят ...