Претенциозные планы экономического развития Албании в значительной степени зависели от помощи СССР и других восточноевропейских стран, а после прекращения этой помощи в середине 1960-х произошло снижение темпов развития экономики. Особенно нуждалась в переоснащении горнодобывающая промышленность. Следует также иметь в виду, что в послевоенный период рынки сбыта экспортной продукции Албании находились в Восточной Европе и СССР, и оттуда же поступали жизненно важные предметы импорта. В конце 1980-х годов стали налаживаться отношения со странами Западной Европы, но дефицит капиталовложений, неэффективное управление и политическая нестабильность привели к резкому экономическому спаду в 1990-1991.
В 1992 ВВП Албании резко сократился по сравнению с уровнем 1989, и для дальнейшего развития экономики требовались неотложные меры. Правительство выдвинуло программу реформ, которая включала переход от административно-командной экономики с централизованным контролем к рыночной экономике и частному предпринимательству. Прежде всего была осуществлена приватизация большей части сельскохозяйственного сектора, мелких и средних предприятий, а затем наступила очередь крупных предприятий. В 1996 эти усилия в сочетании с иностранной помощью дали некоторые положительные результаты, ВВП вырос на 9% (по данным ЕБРР - на 5%) и составил 2,3 млрд. долл., т.е.700 долл. на душу населения, а инфляция сократилась до нескольких процентов. Была стабилизирована албанская валюта - лек. Однако эти достижения были омрачены ростом безработицы, официально превышавшей 20%, и распространением коррупции. Дальнейший прогресс в преобразовании экономики в целом тормозился из-за отсутствия надежной инфраструктуры и эффективной финансовой системы. В конечном итоге финансовые пирамиды, потрясшие общество на рубеже 1996 и 1997 годов, политическая нестабильность в 1997 и противоборство сил в 1998 привели экономику на грань полного развала. В 1997 ВВП сократился на 7%, а внешнеторговый баланс - на 22%.
Новое правительство, сформированное в июле 1997, приняло меры по восстановлению общественного порядка и экономической активности. В 2003 ВВП был равен 16,13 млрд. долл. США (2003). Реальное рост валового продукта вырос в 2002 на 4,7%, а в 2003 - на 7%. Годовой доход на душу населения составил 4,5 тыс. долл. По официальным данным, безработица сократилась с 15,8% в 2002 до 15,2% в 2003. Однако, официальные источники не учитывают высокий уровень неполной занятости на албанском рынке рабочей силы. В целом, за чертой бедности находится 30% населения.
Несмотря на прогресс в сфере приватизации и создании правовых рамок экономической деятельности, в албанской экономике сохраняются многочисленные структурные проблемы: рост экономики основывается в значительной степени на помощи международных доноров и живущих за границей албанцев, а также зависит от строительной отрасли, используемой с целью отмывания нелегальных доходов.
На 2004 МВФ прогнозирует увеличение ВВП на 6% при темпах инфляции от 2% до 4%. Внешний долг оценивается в 1,41 млрд. долл. (2003). Валютные запасы страны - 1,038 млрд. долл. (2003).
Объективно оценить экономическое положение Албании трудно. При коммунистическом режиме вся информация была засекречена, а к сведениям, относящимся к посткоммунистическому периоду, следует относиться с осторожностью.
Планирование и индустриализация.
Пятилетние планы развития народного хозяйства на основе индустриализации разрабатывались с 1950, первый из них охватывал период 1951-1955. Эти планы, называвшиеся перспективными, намечали контрольные цифры производства продукции основных отраслей хозяйства и регулировали ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения плановых заданий. Детальные годовые или квартальные планы, известные под названием оперативных, определяли конкретные задачи каждого предприятия.
Однако сама Албания располагала крайне ограниченной и слабой базой для индустриализации. Без интеграции страны в более обширный рынок и крупных иностранных кредитов все прилагаемые усилия на национальном уровне были обречены на весьма скромные результаты. Поэтому индустриализация Албании находилась в тесной зависимости от помощи СССР и других социалистических стран, а с начала 1960-х до конца 1970-годов - от помощи КНР. В 1954 национальный доход официально оценивался в 270 млн. долл., или 200 долл. в расчете на душу населения. Впоследствии в стране не публиковались статистические данные, но, по одной из западных оценок, в 1982 ВВП Албании составлял ок.2,6 млрд. долл., или 880 долл. в расчете на душу населения. По размерам душевого дохода Албания занимала последнее место среди европейских стран.
По оценкам, в 1994 48,4% экономически активного населения приходилась на сельское хозяйство. В 1996 за рубежом находились ок.700 тыс. албанцев, включая 28% граждан страны трудоспособного возраста; их денежные переводы составляли около трети ВВП Албании. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие полезные материалы
Распределение метеовеличин и коэффициента преломления воздуха в нижнем слое атмосферы летом Влияние метеорологических условий на распространение радиоволн различных диапазонов было установлено еще на заре современной радиофизики, однако теоретическая сложность и экспериментальные трудности изучения этого влияния в течение длительного времени огран ...