Daold.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Экономика

Лесное хозяйство. Важный природный ресурс Албании - леса, которые дают древесину, в т. ч. на топливо.

Животноводство.

Несмотря на некоторый рост поголовья домашнего скота, продуктивность животноводства в Албании находится на низком уровне. Развитию этой отрасли препятствуют несовершенные методы ее ведения, дефицит кормов, недостаточные площади помещений для содержания скота и некоторые другие факторы. В 1996 в Албании насчитывалось 806 тыс. голов крупного рогатого скота, 98 тыс. свиней, 1410 тыс. овец, 895 тыс. коз и 4108 тыс. голов домашней птицы. Многие из этих показателей сократились в 1997-1998, когда крестьяне забили скота больше, чем обычно. Размеры поголовья домашнего скота в 2003 составляли 700 тыс. крупного рогатого скота, 1,8 млн. овец и 110 тыс. свиней.

Рыболовство. Вопреки тому, что Албания расположена вдоль побережья Адриатического моря, рыболовство остается слабо развитой отраслью. Ежегодный улов рыбы в Средиземном море и внутренних водах в 2001 - 3,596 тонн.

Транспорт и связь.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в пассажирских и грузовых перевозках. Все железные дороги построены после Второй мировой войны (первая ветка открыта в 1947). Протяженность железных дорог составляла в 1990 всего 720 км. Основная магистраль проходит с севера на юг от Шкодера через Дуррес до Влёры, имеются ответвления к Тиране и Поградцу (на берегу Охридского озера). Последняя линия связала районы добычи железоникелевой и хромитовой руд с металлургическим комбинатом в Эльбасане и портом Дуррес. Железные дороги Албании соединены с городом Титоград (Югославия) и входят в европейскую систему железных дорог. Запланировано строительство железнодорожных линий в Косово и Грецию.

Для внутренних перевозок существенное значение имеет автомобильный транспорт, хотя парк частных автомашин невелик, а дороги находятся в плохом состоянии. Первая скоростная магистраль Тирана-Дуррес закончена в 2000. Продолжается строительство транспортного коридора Восток - Запад. Общая длина дорог - 18 тыс. км, из них с твердым покрытием 5,4 тыс. км (2001). Широко распространены велосипеды. В отдаленной горной местности в качестве транспортных средств используются мулы и ослы.

Возможности морского судоходства ограничены. Морской торговый флот имеет 13 судов грузоподъемностью 34,4 тыс. т дедвейт. В 20 в. главным внешнеторговым портом стал Дуррес, имеющий выгодное положение в центральной части побережья страны и связанный сетью дорог с внутренними районами. Среди других портов выделяются Влёра и Саранда. Имеется паромное сообщение Дурреса и Влёры с итальянскими портами Бриндизи, Бари, Анкона и Триест, а также Саранды с греческим островом Керкира (Корфу). Протяженность внутренних водных путей - 43 км, включая албанский участок озер Шкодер, Охрид и Преспа. Единственная судоходная река - Буна, на северо-западе. Существует также регулярное паромное сообщение на озере Охрид, связывающее албанский г. Поградец с македонским г. Охрид.

Крупнейший аэропорт страны - Международный аэропорт им. Матери Терезы в Ринасе, в 25 км от Тираны - имеет регулярную связь с крупными городами Европы. Число авиапассажиров увеличилось с 30 тыс. в 1990 до 200 тыс. в 1994. Благодаря росту туризма обсуждается возможность строительства еще двух международных аэропортов в Северной и Южной Албании. Национальная авиакомпания - "Албанские авиалинии".

Торговля.

При коммунистическом режиме оптовая торговля была полностью национализирована. Розничная торговля являлась преимущественно государственной и кооперативной. Внешняя торговля также была монополизирована государством.

Известно, что в 1960-е годы расходы на импорт регулярно превышали экспортные поступления. Чтобы компенсировать этот дефицит, страна брала иностранные кредиты: до 1948 в Югославии, в 1949-1961 в СССР и других социалистических странах, в 1961-1978 в КНР. В конце 1970-х - начале 1980-х годов правительство решило уравнять внешнеторговый баланс путем заключения бартерных соглашений с партнерами Албании. Страна в то время обеспечивала себя зерном и топливом, что позволяло держать под контролем импорт. Однако развивавшаяся промышленность нуждалась в расширении экспорта готовых изделий и полуфабрикатов. В 1982 стоимость внешнеторгового оборота Албании оценивалась примерно в 1 млрд. долл.

Главный предмет экспорта - хромовая руда. Албания является одним из ведущих поставщиков этой руды на мировой рынок. Другие статьи экспорта - железоникелевая руда, медь, нефтепродукты, фрукты и овощи, табак и сигареты. Важные предметы импорта - машины, промышленное оборудование, продукция химической промышленности и некоторые потребительские товары. В 1948-1978 внешняя торговля в основном зависела от политического курса страны. До 1961 основным партнером являлся СССР, на долю которого приходилось около половины внешнеторгового товарооборота Албании, в 1961-1978 это место занимал Китай. После разрыва связей с КНР в 1978 Албания стала расширять круг торговых партнеров. В конце 1960-х Албания возобновила торговые отношения с некоторыми странами Западной Европы - Италией, Францией, ФРГ, Грецией. На протяжении большей части 1980-х самым крупным ее партнером была Югославия. Однако в конце 1980-х Югославия отошла на шестое место среди торговых партнеров Албании, одновременно расширялись связи со странами Восточной Европы. Резко сократилась торговля с Грецией, но постепенно налаживались связи с другими странами ЕС. В 1988 доля ни одного из торговых партнеров не составляла более 10% суммарного внешнеторгового товарооборота Албании. В 1990-е ситуация изменилась. В 1996 почти 90% экспорта и 80% импорта были связаны с промышленно развитыми странами Западной Европы, в основном с Италией и Грецией. На долю Италии приходилось 58% албанского экспорта и 42% импорта, на долю Греции - соответственно 13% и 21%. В том же 1996 внешнеторговый баланс Албании был сведен с дефицитом 245 млн. долл., а ее внешний долг составил 732 млн. долл. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие полезные материалы

Проблема рационального использования земель Нечерноземья Земля – универсальный природный ресурс, необходимый для многих отраслей человеческой деятельности. Для промышленности, строительства, сухопутного транспорта она служит грунтом, на котором размещаются производственные объекты, здания, сооружения. Земля – ...