Приватизация. Одним из магистральных направлений экономического курса является приватизация госпредприятий в рамках правительственной программы (июнь 1996 г.), разработанной на основе рекомендаций ЕС. Исключение составляют предприятия, имеющие важное социальное и стратегическое значение, а также небольшой сегмент «оборонки».
За истекшие два года правительству удалось выйти на «крейсерскую» скорость приватизации, составляющую 1,5 предприятия в месяц, и получить при этом в бюджет 26,7 млрд. долл., что в значительной степени облегчило выполнение Испанией Маастрихтских требований и вхождение в основную группу евро. Держателями акций стали 6 млн. испанцев. Первый этап форсированной приватизации коснулся наиболее рентабельных хозяйственных объектов, акции которых имели высокие котировки на национальном и международном фондовых рынках «Телефоника» (телекоммуникации), «Репсоль», «Гас Натураль» и «Энагас» (нефть и газ), «Архентария» (финансы), «Табакалера» (сигареты).
Показательной является приватизация электроэнергетического концерна «Эндеса». В апреле 1998 г. Совмин одобрил проведение завершающей стадии крупнейшей за историю страны приватизационной сделки, разрешив продажу оставшихся 41,19% акций компании на сумму 7 млрд. долл. На национальный рынок ценных бумаг было выставлено 76,6% акций, на международный – оставшаяся четверть. 69,5% указанной национальной квоты было предложено мелким держателям. 30,5% – институционным инвесторам (банкам, инвестиционным и пенсионным фондам, страховым компаниям). Подобная схема не допускает сосредоточения контрольного пакета в руках одного или нескольких акционеров, обеспечивает осуществление госконтроля через механизм «золотой акции» (право вето на принимаемые внутри компании решения в течение пяти лет). «Эндеса» осуществляет широкомасштабную программу инвестиций, расширяя сферу традиционного бизнеса (газопромышленный комплекс, телекоммуникации. водоснабжение). Значительные капиталовложения направляются за рубеж, главным образом в Латинскую Америку. Прорабатываются проекты сотрудничества с РАО «ЕЭС России» .
Ко второй группе объектов приватизации правительство относит предприятия, находящиеся в стадии структурной реорганизации, но в то же время сохраняющие привлекательность для потенциальных инвесторов ("Ретевисьон» – телекоммуникации, «Ред электрика эспаньола» и ряд др.).
В третью группу включены нерентабельные предприятия черной и цветной металлургии, судостроительной, строительной, горнодобывающей отраслей, требующих не только масштабной реструктуризации, но и серьезного финансового оздоровления. На эти цели правительство выделило 1,8 млрд.долл. В результате часть этих предприятий уже приватизирована ("Ауксини», «Инеспал», «Альмагера», « Элкано» ). На 1999 год запланирована приватизация национальной авиакомпании «Иберия», которая сотрудничает с потенциальными инвесторами – «Американ эйрлайнз» и «Бритиш эйруэйз» . Аэрокосмическая КАСА будет приватизирована по более сложной схеме, через интеграцию в европейский аэрокосмический консорциум. Идет подготовка к торгам по продаже электронной «Индра», «Бабкок и Уилкокс» и ряда др. компаний.
Четвертая группа компаний, объединенных в Государственное промышленное агентство при Министерстве промышленности и энергетики, на первом этапе не подлежала приватизации. Однако после серьезных финансовых инъекций, направленных на санацию экономической деятельности предприятий этой группы, в 1998 г. удалось приватизировать металлургическую «Асералию», судоверфь «Баррерас» в Галисии. Оборонная «Санта Барбара» вступила в переговоры с немецкой «Рейнметалл» и национальной «Тальго» по вопросу о возможной продаже части пакета своих акций. Речь идет об одном из филиалов компании, который получил натовский заказ на производство 325 танков «Леопард» .
Пока вне сферы приватизационных процессов остаются «Ренфе» (национальные железные дороги), «Энуса» (поставки урана на национальные АЭС), большая часть угледобывающих предприятий в составе госкомпании «Уноса» . На одном из последних заседаний Совмина был утвержден королевский декрет об акционировании стабильно рентабельного транспортного госпредприятия «Энаткар» (автобусные перевозки), относящегося к этой группе. Это решение совпало по времени с первым заседанием министров экономики передовой группы евро в Брюсселе, на котором испанцам было рекомендовано использовать, благоприятную экономическую структуру с целью выхода в среднесрочном плане на положительный баланс госбюджета. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие полезные материалы
Река Днепр Днепр – одна из крупнейших рек Европы, бассейн которой расположен в пределах трёх государств – Российской Федерации, Беларуси и Украины. Общая природная длина реки составляет 2285 км (после создания каскада из шести водохранилищ она сократилась до 2201 км), ...