В нач. 2000-х разработан проект подключения Афганистана к Международному транспортному коридору (МТК), который будет содействовать превращению страны в международный транзитный узел на пути международных коммуникаций из Европы в южную и юго-восточную Азию. В рамках этого проекта планируется осуществить строительство автодорог Ташкент–Герат–Бендер–Аббас (иранский порт в Персидском заливе) и Душанбе–Кабул–Карачи.
Железные дороги не получили широкого распространения, хотя проекты их строительства возникали в Афганистане постоянно. Одна из первых железных дорог была построена в 1920-е от Кабула до Даруль-Амана (ок. 8 км). Позже она была разобрана. На сегодня в стране проложено лишь 25 км железных дорог (между Кушкой в Туркмении и Торгунди – 9,6 км и Термезом в Узбекистане и Хайратаном – 15 км). Оборот железной дороги Термез–Хайратон достигал 2,1 млн. т в год. В 2003 руководители Ирана, Афганистана и Узбекистана подписали соглашение о строительстве железной дороги из Ирана через Афганистан до Узбекистана, которая пройдет через Герат и другие провинции. Однако реализация таких проектов затрудняется отсутствием инвестиций и нестабильной обстановкой в стране.
В стране очень мало пригодных для судоходства рек, за исключением Амударьи, судоходной на протяжении 1400 км. На ней были построены порты Келиф, Хейрабад и Шерхан. Река Кабул судоходна на протяжении немногим более 100 км. Перевозка всех грузов по Амударье до нач. 1990-х осуществлялось судами Среднеазиатского пароходства Министерства морского флота СССР (грузоподъемностью до 500 т).
Имеются международные аэропорты в Кабуле и Кандагаре и 47 аэродромов для обслуживания местных линий, причем только 10 из них с твердым покрытием. Действуют пять вертолетных аэродрома. Основные авиаперевозки обеспечивают компания "Ариана Афган Эйрлайнз", которая совершает как международные, так и внутренние рейсы. "Aриана" была создана 27 января 1955 и долгое время, по оценкам экспертов, относилась к числу ведущих компаний мира. Главную конкуренцию "Ариане" составляет авиалиния "Кам Эйр" ("Кam air"), которая в 2003 начала внутренние рейсы, а теперь совершает полеты и в другие страны. Полеты в Москву, Исламабад, Тегеран, Дели, Дубай, Стамбул и Франкфурт осуществляются авиакомпанией "Ариана".
В Кабуле с помощью Японии в 1978 был создан центр цветного телевидения. Государственное радио- и телевещание ведется на языках дари и пушту. Наряду с государственными работают частные телеканалы – в Кабуле и Шибергане. Телефонная сеть развита слабо: в 2005 насчитывалось 38,6 тыс. абонентов. В то же время быстро растет количество сотовых и спутниковых телефонов. В Афганистане функционируют две компании мобильной связи – частная "Рошан" и полугосударственная "Афганская беспроводная связь". Численность абонентов первой к концу 2005 достигла 1 млн. чел., второй – 400 тыс. Все акции "Рошан" принадлежат иностранным компаниям, в т.ч. 51% – Международному фонду Ага Хана. 80% акций "Афганской беспроводной связи" также принадлежат американской Международной телефонной системе (Нью-Джерси). Остальные 20% – афганскому правительству. "Рошан" оперирует в 25 городах страны, "Афганская беспроводная связь" – в 15. Растет уровень пользования сетью Интернет (в 2002 в стране насчитывалась 1 тыс. Интернет-пользователей), которое при талибах было запрещено всем, кроме членов правительства.
Внешняя торговля. Афганистан до последнего времени имел ограниченные торговые связи с другими государствами. При этом объем импорта постоянно превышал объем экспорта. Основные статьи экспорта – сухофрукты, ковры, свежие фрукты, шерсть, хлопок и каракуль. Страна была вынуждена импортировать продовольствие и широкий спектр промышленных товаров, включая промышленное оборудование, автомобили, нефтепродукты, ткани, товары широкого потребления. На протяжении многих лет СССР был главным торговым партнером Афганистана, эта тенденция еще более усилилась в 1980-е. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие полезные материалы
Черноземные почвы В России находится более 10% площади мировых сельхозугодий. По данным СМИ наша страна осталась последним крупным резервом сельскохозяйственных земель на планете, во всяком случае – в «цивилизованном» мире. Поэтому знания о наших земельных ресурсах, пригодны ...