При анализе динамики развития сферы услуг отмечаются два определяющих фактора:
Во-первых, рост во многом зависит от спроса на услуги со стороны промышленных предприятий города. Однако правления компаний общегерманского значения, которые, как правило, оформляют соответствующие заказы, в Берлине представлены слабо. По прогнозам, головные конторы ведущих фирм ФРГ переберутся в Берлин нескоро.
Во-вторых, в западной части ФРГ уже сложилась межрегиональная устойчивая структура отраслевых компаний, предоставляющих услуги, и конкуренция берлинских фирм с ними, по крайней мере в краткосрочной перспективе, будет малоэффективной.
По прогнозам, в 1998 г. темпы роста ВВП в Берлине составят около 1%. При этом его катализатором, как полагает, в частности ТПП Берлина, должно стать развитие отраслей, ориентированных на производство товаров для экспорта. В случае закрепления положительной тенденции, в 1999 г. темпы роста могут достигнуть 2%.
По прогнозам Немецкого института экономических исследований, среднегодовой рост ВВП в Берлине в период до 2000 г. составит 1,5%. С учетом изменений производительности труда по отраслям число занятых к 2000 г. достигнет 1,5 млн. В последующие 5 лет экономический потенциал будет возрастать такими же темпами.
В период с 2005 по 2010 гг. темпы роста ВВП составят 2%. При этом структура занятости претерпит изменения: в обрабатывающей промышленности и строительной индустрии будет занято примерно по 10% трудовых ресурсов, в сфере услуг – более 30%. Возрастет значение миграции рабочей силы на местном уровне – между Берлином и Бранденбургом.
Руководство земли в силу ограниченности бюджетных ресурсов не в состоянии оказывать существенное стимулирующее воздействие на экономику. Проблема бюджетного дефицита в 1997 г. оставалась весьма острой. Одна из основных причин – перманентное сокращение налоговых поступлений. Оказалась также недостаточно эффективной программа приватизации – поступления в бюджет 6 млрд. марок от продажи муниципальной собственности добиться не удалось. ТПП Берлина полагаал, что в 1998 году следует обеспечить бездефицитность бюджета путем дальнейшей приватизации и осуществления мер экономии.
По прогнозам, в 1998 г. доход бюджета от продажи муниципальной собственности может составить 6,2 млрд. марок.
Проблемы с бюджетом используют сторонники объединения земель Берлина и Бранденбурга. Они полагают, что такое решение позволит упростить и удешевить административную систему, объединить финансовые ресурсы и более гибко использовать их.
В достаточно сложной экономической ситуации правительство и деловые круги Берлина вынуждены искать дополнительные стимулы для оживления внешнеэкономических отношений. 77% предприятий земли поддерживают деловые связи с зарубежными партнерами. В 1997 г. экспорт из Берлина вырос на 10%.
В структуре экспорта Берлина преобладают готовые изделия, прежде всего продукция машиностроения и электротехника. В импорте основное место занимают продукты питания и готовые изделия.
Главными торговыми партнерами Берлина являются Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия, Россия и Польша.
В экспорте России в Берлин основное место занимают природный газ и нефтепродукты /более 60%/, химические полуфабрикаты и металлы. Продукции машиностроения было поставлено на З млн. марок и электротехники – на 5 млн. марок. Перейти на страницу: 1 2 3
Другие полезные материалы
Проблемы современной Австрии Чем более заметным на Востоке и Западе становится стремление к разрядке напряженности, тем большее значение придается нейтралитету Австрии. При этом одновременно возрастает безопасность нейтральной страны. Задачей внешней политики Австрии было и будет подде ...