В настоящее время на территории ХМАО – Югры ведется только добыча россыпного золота в долине р. Няртаю в количестве до 160 кг в год; рудного золота на Хальмерьинском ОАО РЭП «Березовское» до 440 кг в год; жильного кварца рядом с поселком Усть-Пуйва Березовского района в объемах 20 тыс. т, из которых кварцевого концентрата 9,2 тыс. т; бурого угля Борисовского участка Люльинского буроугольного месторождения, представленным ЗАО «Российская трансконтинентальная финансово-промышленная корпорация» до 90 тыс. т. Развертыванию добычи полезных ископаемых в регионе препятствует недостаточная геологическая изученность территории, отсутствие наземных транспортных коммуникаций и централизованного электроснабжения. Со строительством железнодорожной магистрали развитие минерально-сырьевой базы округа резко возрастет. Конъюнктура внешнего и внутреннего рынков минерального сырья также благоприятна для развития производства черных и цветных металлов. Цены на минеральное сырье по многим видам за последние два года значительно выросли и тенденция на повышение прогнозируется некоторыми экспертами рынков.
Обеспеченность металлургии Урала местным железорудным сырьем составляет около 35%, медным концентратом – 50%, цинковым – 70%, никель-кобальтовыми рудами – 30–40%, энергетическим углем – около 17%. Отсутствуют коксующиеся угли, практически нет хрома, марганца, редких элементов; не хватает стекольных песков, качественных каолиновых и бентонитовых глин и некоторых других видов сырья. Все эти виды твердых полезных ископаемых в скором времени могут быть выявлены и на территории ХМАО – Югры.
Интенсификация работ по освоению природных богатств восточного склона Урала продиктована временем и направлена на переход Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от неустойчивого моносырьевого экономического развития к стабильному полиминеральному. При прохождении транспортного коридора вдоль восточного склона Урала возникают благоприятные условия для освоения природных ресурсов западной части округа, до настоящего времени практически неосвоенной. Массовыми грузами могут быть потенциально крупные сырьевые ресурсы будущих горнорудных предприятий по добыче бурых, частично каменных углей, железных и медных руд, бокситов, бентонитовых глин и др. Общие объемы перевозок могут достигнуть в 2010 г. до 22 млн. т, в 2015 г. – до 35 млн. т.
Освоение минеральных ресурсов региона на период до 2015 г. предусматривается в два этапа. На первом этапе – намечается добыча в относительно небольших объемах кварца, бентонитов, золота, цеолитов, углей для местных нужд. Выпуск товарной продукции при этом может составить в 2010 г. 67,3 млн. долл.
На втором этапе с 2011 г. при строительстве железной дороги, обеспечивающей связь региона с промышленным Уралом, намечается освоение месторождений углей, железных руд, медноцинковых и хромовых руд. Выпуск товарной продукции при этом достигнет в 2015 г. – 473 млн. долл. Это обеспечит высокий грузооборот будущей железнодорожной магистрали.
Представленные в работе перспективные технико-экономические показатели свидетельствуют о достаточно высокой эффективности освоения месторождений Уральской части ХМАО – Югры.
В работе рассмотрены возможные варианты трассы железной дороги ст. Обская – ст. Полуночная по восточному склону главного Уральского хребта. Предлагается трассу провести по предгорьям хребта возможно ближе к местам расположения месторождений и проявлений полезных ископаемых, стоимость железной дороги составит около 60 млрд. руб.
Месторождения и проявления полезных ископаемых объединены в горнопромышленные узлы, по наиболее перспективным из которых определены ориентировочные объемы энергопотребления, которые в 2020 году будут составлять 1063,47 млн. кВт. ч.
Основные мероприятия, которые можно предложить для более эффективного использования потенциала Приполярного Урала и экономически обоснованного освоения данной территории:
– краткосрочность согласования объектов лицензирования в структурах федеральных органов власти;
– разработка механизма лицензирования в плане передачи объектов геологоразведочных работ, финансируемых из средств федерального бюджета, частному инвестору до полного окончания работ по данным объектам;
– принятие на государственном уровне четких механизмов реализации привлечения частных инвестиций на основе принципов частно-государственного партнерства;
– подбор квалифицированных кадров для выполнения работ при освоение Приполярного Урала и доработки проекта «Урал промышленный – Урал Полярный»;
– проведение комплексного экологического аудита, для того, чтобы вероятный ущерб окружающей природной среде был сведен к минимуму.
В заключение следует отметить ожидаемые результаты при промышленном освоении Приполярного Урала, которые на прямую повысят конкурентоспособность экономики ХМАО – Югры и России в целом:
– радикальное улучшение сырьевой базы промышленности:
– совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры РФ; Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие полезные материалы
Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района Рисунок 1. Дальневосточный экономический район. Административно-территориальный состав: Республика Саха (Якутия), Хабаровский и Приморские края; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Чукотский и Корякский автономные округа; Е ...