В буржуазии первоначально сложились три главные социальные группы: экспортно-сырьевая, финансово-торговая, промышленная. Экспортно-сырьевая фракция оказалась самой богатой и влиятельной, так как в нее вошли представители нефтяной и газовой промышленности, а также некоторых горнодобывающих отраслей. Финансово-торговая фракция являла собой более пеструю и не столь консолидированную комбинацию представителей коммерческих банков и торговых корпораций. Доминирующую роль играли руководители банков, обогащавшиеся главным образом путем прокручивания бюджетных денег. Массовую часть этой социальной группы составляли владельцы и члены правлений многочисленных банков. Если первая социальная группа, обогащаясь сама, была вынуждена делиться некоторой частью своих доходов с государством, то вторая до августа 1998 г. в основном лишь брала у государства и общества. Промышленная фракция бюрократического капитала была самой слабой. Ядро ее составляли выходцы из ВПК. В начале XXI века происходит усиление этой фракции, активно пополняемой выходцами из силовых структур. Динамику перемен подтверждает и такой показатель, как обновление предпринимательской верхушки. За 1993 - 2001 гг. сменилось 85 % бизнес-элиты. Из этих 85 % - 52 % остались в бизнесе, но вышли из числа ведущих бизнесменов. 5 % стали профессиональными политиками; 7 % - ушли на пенсию; 8 % - переехали за границу. Крупные бизнесмены исключительно мужская группа. Средний возраст 48 лет. Каждый третий - из Москвы или Петербурга.
Происхождение бизнес-элиты 2001 г.: 25 % верхнего слоя предпринимателей в советское время были директорами предприятий; 20 % - чиновниками, причем 14 % - пришли с высших государственных должностей; 27 % - из коммерческих структур; 6 % - из государственных банков; 11,5 % - из партийно-комсомольских структур. За 90-е гг. XX в. сократилась эта фракция. (В 1993 г. последний показатель составлял 15,7 %.) В качестве примеров можно привести Юрия Петрова - председателя Российской Государственной инвестиционной компании; Виктора Ильюшина - главу холдинга Газпром-медиа. В то же время (т.е. за 90-е гг.) доля выходцев из министерств увеличилась с 10 до 11,5 %. В последние годы наблюдается приток на руководящие посты в бизнесе бывших офице- ров из силовых министерств. В 90-е гг. формируется практика направления на руководящие посты молодых людей, не имевших отношения к советской номенклатуре - класс уполномоченных. Это, по сути, новое явление. Но чаще прослеживается превращение предприятия в частное, путем приватизации и акционирования, при котором директор становился не только управляющим, но и владельцем. В целом, крупный бизнес в регионах перешел под контроль не государства, а его высших чиновников, которые образовали ФПГ. Политику интеррегиональной экспансии демонстрирует Уральская горнометаллургическая компания. Заметно продвижение ряда предпринимателей во властные структуры. Из числа крупных предпринимателей вышли 11 губернаторов, восемь депутатов Государственной Думы. Особенности процесса консолидации предпринимателей можно рассмотреть на примере уральского бизнеса. В ходе социологического исследования весной 2003 г. было опрошено 436 представителей крупного, среднего и малого бизнеса. (Екатеринбург, Реж, Невьянск). Социально-демографические характеристики уральских предпринимателей можно систематизировать следующим образом: мужчины составляют 64 %; 36 % - женщины. Заметим, что в 1996 г. доля женщин составляла 25 %. Более 70 % уральских предпринимателей моложе 40 лет. Около 70 % имеют высшее образование. В том числе 40 % - техническое. Сфера деятельности: почти половина уральских предпринимателей занимается различными видами торговли. 30 % - сосредоточили свои капиталы в сфере услуг. Только 20 % - в строительстве и промышленности. Как видно, сфера деятельности предпринимателей не отвечает структуре экономики горнопромышленного края. Предпринимательский корпус скорее является посредником, чем организатором региональной индустрии. 75 % предпринимателей в той или иной степени удовлетворены своими успехами в бизнесе. 65 % ответили положительно на вопрос: ощущаете ли вы себя частицей предпринимательского слоя. Вместе с тем только 13 % выделили в качестве складывающейся традиции стремление к расширению связей и отношений между предпринимателями. 15 % выразили желание передать свое дело детям. Только 27 % полагают, что происходит процесс формирования единства в предпринимательской среде. 14 % назвали наш предпринимательский корпус разрозненным слоем. 60 % затруднились с какой-либо оценкой. Все это говорит о том, что процесс консолидации предпринимательского слоя находится на начальной стадии. Это подтверждает и тот факт, что только 10 % предпринимателей входят в различные предпринимательские объединения, ассоциации, союзы. Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12
Другие полезные материалы
Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская железная дорога Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способ ...