Тем не менее, при расчете приведенных в начале статьи цифр, судя по всему, использовались соотношения валютных курсов, а не ППС. Более того, при разработке в конце 2008 - первой половине 2009 гг. проекта Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года – государственного основополагающего документа, призванного определить главные направления, элементы и инструменты водохозяйственной политики страны на ближайшее десятилетие - при расчете сравнительной водоемкости экономики России, США, Германии, Франции и Канады данные о ВВП были вообще взяты в рублях.
Относительно второго индикатора целесообразно остановиться на суммарном заборе пресной воды из водных объектов. Этот показатель выше непосредственного потребления воды на различные нужды на величину потерь при транспортировке и ряд других элементов. Показатель водозабора в более полной степени соответствует сущности производимых расчетов. Характерно, что водозабор изначально предусматривает оказание соответствующих услуг и должен получать адекватное стоимостное отражение в ВВП, наравне с производством других товаров, услуг и работ.
Унифицированные (методологически однородные) данные по показателю водозабора собираются от отдельных стран или приводятся расчетным путем в унифицированный вид. Среди международных органов, организующих соответствующую работу и пользующихся наибольшим доверием, следует назвать Евростат, ОЭСР и Статкомитет СНГ. К ним можно добавить Институт мировых ресурсов (World Resources Institute), осуществляющий работу под патронажем Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирного банка и ряда других организаций. Итоги сбора и сопоставления данных в этих организациях периодически публикуются и выставляются на сайтах. По странам СНГ сопоставимые данные о водозаборе можно рассчитать на основе официальных и широко распространяемых публикаций Межгосударственного статистического комитета СНГ (Статкомитета СНГ).
Следует признать, что, к сожалению, у перечисленных международных организаций отсутствуют сопоставимые ряды данных за все последние годы (в том числе за 2005 г.). Поэтому в некоторых случаях требуются экспертные оценки объема забранной воды на основе ближайших лет, за которые имеются соответствующие сведения, то есть путем интерполяции или экстраполяции. Отметим, что проведенный анализ свидетельствует: возможные отклонения в ту или иную сторону от сделанных нами оценок не оказывают принципиального влияния на результаты сопоставлений водоемкости ВВП.
Опираясь на перечисленные источники, не составляет особого труда построить сводную таблицу (табл.1). Удельная водоемкость ВВП – результат деления второй колонки на первую колонку – для наглядности указана не в м3 на 1 доллар ВВП (значность цифр при этом оказывается очень маленькой), а в м3 на 1000 долларов ВВП.
В последней колонке таблицы приведено отношение российской водоемкости к показателю соответствующей страны. Если водоемкость ВВП в России больше зарубежной, то данное превышение показано в разах. Если имеет место обратный факт, то отношение приводится в процентах, то есть меньше 100.
Таблица 1
Страна | ВВП (по ППС, млрд. долларов США, 2005 г.) | Забор пресной воды из водных объектов – всего, млрд. м3 (2005 г. или оценка на основе ближайшего года) | Удельная водоемкость ВВП (м3 забранной воды на 1000 долларов ВВП) | Отношение удельной водоемкости ВВП в России к показателю соответствующей страны (в разах или %) |
Россия | 1698 | 74,4 | 44 | - |
Европа (без сСНГ) | 336 | 6,6 | 20 | в 2,2 раза |
Болгария | 72,2 | 6,0 | 83 | 53% |
Венгрия | 172 | 21 | 122 | 36% |
Великобритания | 1902 | 9,5 | 5,0 | в 8,8 раза |
Германия | 2515 | 35 | 14 | в 3,1 раза |
Дания | 182 | 0,7 | 3,8 | в 11,6 раза |
Ирландия | 158 | 0,8 | 5,1 | в 8,6 раза |
Испания | 1184 | 35,0 | 30 | в 1,5 раза |
Италия | 1626 | 44 | 27 | в 1,6 раза |
Кипр | 18,6 | 0,19 | 10 | в 4,4 раза |
Латвия | 30,4 | 0,24 | 7,9 | в 5,6 раза |
Литва | 48,1 | 2,4 | 50 | 88% |
Нидерланды | 567 | 10,3 | 18 | в 2,4 раза |
Португалия | 211 | 1,1 | 5,2 | в 8,5 раза |
Румыния | 203 | 5,3 | 26 | в 1,7 раза |
Словакия | 85,6 | 0,91 | 11 | в 4,0 раза |
Словения | 46,0 | 0,92 | 20 | в 2,2 раза |
Франция | 1862 | 33,9 | 18 | в 2,4 раза |
Чешская Республика | 208 | 1,9 | 9,1 | в 4,8 раза |
Швейцария | 266 | 2,5 | 9,4 | в 4,7 раза |
Швеция | 289 | 2,6 | 9,0 | в 4,9 раза |
Эстония | 22,4 | 0,4 | 18 | в 2,4 раза |
Азербайджан | 38,4 | 11 | 286 | 15% |
Армения | 12,6 | 2,3 | 183 | 24% |
Беларусь | 83,5 | 1,7 | 20 | в 2,2 раза |
Молдова | 8,5 | 0,85 | 100 | 44% |
Казахстан | 132 | 24 | 182 | 24% |
Киргизия | 8,9 | 7,9 | 888 | 5% |
Австралия | 672 | 24 | 36 | в 1,2 раза |
Аргентина | 419 | 29 | 69 | 64% |
Бразилия | 1583 | 59 | 37 | в 1,2 раза |
Индия | 2341 | 645 | 276 | 16% |
Канада | 1133 | 46 | 41 | в 1,1 раза |
Китай | 5333 | 630 | 118 | 37% |
Мексика | 1175 | 78 | 66 | 67% |
США | 12376 | От 480 до 560 | 39-45 | в 1,0-1,1 раза |
Турция | 561 | 45 | 80 | 55% |
Япония | 3870 | 88 | 23 | в 1,9 раза |
Другие полезные материалы
Географическое положение и экономика Испании По классификации Международного экономического форума, анализирующего конкретные позиции стран по 14 секторам производства, Испания находится в верхней пятёрке почти во всех секторах среднего технологического уровня, особо выделяясь как производитель автомо ...