Daold.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Природоемкость экономики России и других стран некоторые статистические аспекты

Характерно, что именно данный факт, наравне с другими причинами, послужил толчком к началу массовой установки индивидуальных и домовых счетчиков, позволяющих оценивать реальные объемы подаваемой воды, подлежащей оплате.

Возникает вопрос: откуда же возникла информация о чрезвычайно большой водоемкости российской экономики? Объяснение, на наш взгляд, может быть двояким, причем обе версии во многом переплетаются.

Во-первых, приводимые цифры понадобились не только для доказательства необходимости повсеместной экономии воды. Вполне возможно ставилась задача убедить общественность в абсолютной неэффективности отечественного водопотребления по сравнению с другими странами. А это в свою очередь должно послужить дополнительным аргументом в пользу передачи неприватизированных (полуприватизированных) к настоящему моменту элементов водохозяйственного комплекса, прежде всего городских водопроводно-канализационных объектов, в руки частных или частно-государственных предпринимателей-собственников.

Одновременно приводимые запредельные цифры могут служить доказательством необходимости резко поднять ставки платы за забираемую воду. В частности, подобный подход прослеживается в проекте Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.

Что ж, экономия воды – цель, безусловно, благая. Однако подобные средства ее достижения весьма сомнительны и в целом для страны неэффективны.

Не исключена и другая версия. Имеет место до конца не изжитое наследие конца 89-х – начала 90-х годов прошлого века, когда априори считалось, что в нашей стране в области природопользования все во много-много раз хуже, чем за рубежом. В то время с весьма высоких трибун озвучивались и не такие данные… Образно говоря, в силе был «статистический» подход Виктора Михайловича Полесова из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова: «Как же большевики будут воевать? Чем? Мне один видный коммунист говорил, что у них – ну, как вы думаете, сколько аэропланов? – Штук двести? – Не двести, а тридцать два! А у Франции восемьдесят тысяч боевых самолетов!». Однако в настоящее время подобная аргументация уже не действует.

Если говорить серьезно, то задача снижения удельной водоемкости хозяйствования в Российской Федерации требует гораздо более весомых организационных, финансово-экономических, пропагандистских и правовых усилий, значительного времени и продуманной политики в масштабах всей экономики страны.

Настоящая статья была подготовлена в июле сего года, а 20 августа состоялось заседание Правительства страны, на котором был одобрен проект Водной стратегии на период до 2020 г. Характерно, что в выступлении Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации на этом заседании прозвучали уже иные цифры, нежели приводились ранее: «Мы забираем на единицу ВВП воды в два-два с половиной раза больше, чем страны Евросоюза» («Российская газета» от 21.08.2009). Судя по всему, осознание правильности указанных цифр у разработчиков Стратегии пришло в последний момент. Однако в выступлении и тексте Водной стратегии появились не менее одиозные показатели. В частности, одним из основных контрольных заданий на 2020 г. стало «снижение водоемкости валового внутреннего продукта с 2,4 до 1,4 м3 /тыс. руб. – это водоемкость ВВП в 2007 г. в ценах данного периода (с учетом забора морской воды). В 2008 г. указанный показатель в текущих ценах был уже на уровне 1,9 м3 /тыс. руб. Получается, что одиннадцатилетнее задание было наполовину выполнено еще до принятия рассматриваемой Стратегии!

В завершение необходимо отметить, что исходя из перечисленных фактов, приводимые в начале статьи сопоставительные данные об удельной энергоемкости экономики различных стран, также как и удельных выбросах вредных веществ в атмосферу, поступлении в окружающую природную среду отходов и т.д., нуждаются в тщательной проверке. Подобные сравнения, выполненные на профессиональном уровне, должны не только адекватно характеризовать объемы ВВП по различным государствам. Требуется учитывать общие сложности построения топливно-энергетического баланса (отражение перехода энергии из одного вида в другой с исключением повторного счета, необходимость расчета по конечному потреблению, приведение разных физических измерителей энергии в сопоставимый вид и др.). Точно также следует помнить о специфике статистики окружающей природной среды в каждой стране, в частности о расхождениях в учете выбросов в воздушный бассейн по различным источникам, несовпадениях в информационно-статистическом обеспечении управления обращением отходов и о многом другом. Только при таком подходе можно обеспечить надежность и статистическую значимость итоговых результатов. В свою очередь только надежные результаты международных сопоставлений должны приниматься во внимание при формировании реальной и эффективной политики энергопотребления и природопользования в нашей стране. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие полезные материалы

Проблемы и перспективы развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югра У Югры своеобразная, необычная и неординарная биография, древняя история. Сам округ как территориально-административное образование появился в 1930г., входил в состав Уральской, Обь-Иртышской, Омской, Тюменской областей. В 2005 году автономному округу испол ...