На волне экономического роста довольно быстро удалось преодолеть разрыв между уровнем бедности в области и средним показателем по РФ, теневые доходы сыграли в этом не последнюю роль. За 1999–2002 гг. доля бедного населения в Астраханской области сократилась с 42,9% (в среднем по РФ – 29,9% в 1999 г.) до уровня, близкого к среднероссийскому (26%). Среди регионов Южного федерального округа это один из самых низких показателей наряду с Северной Осетией (25%) и Ростовской областью (27%). Бедность в Астраханской области не отличается значительной глубиной: в наиболее кризисном 1999 г. только 12% бедных имели доходы ниже половины прожиточного минимума. Основная зона бедности в области – сельские районы, население которых не только имеет меньшие доходы из-за занятости в сельском хозяйстве, но и сильнее подвержено риску безработицы.
Показатели здоровья населения Астраханской области неоднозначны. С одной стороны, за 1998–2002 гг. более чем в 1,5 раза снизился уровень младенческой смертности (с 22,5 до 13,7 промилле), но, с другой – из-за разной доступности и качества медицинского обслуживания увеличился разрыв между городом (14,7 промилле в 2001 г.) и селом (19,4 промилле). Ожидаемая продолжительность жизни (65,16 лет) в Астраханской области выше среднероссийской (64,82 года), но на фоне не только республик Северного Кавказа, но и «русских» регионов Юга России показатель долголетия в области самый низкий. Специфика Астраханской области – меньшая продолжительность жизни городских жителей, особенно мужчин (58,32 лет), что указывает на распространение алкоголизма и худшие условия жизни. Несмотря на высокую обеспеченность врачами (64 на 10 тыс. населения – 5-е место в РФ), в области высока заболеваемость и смертность от туберкулеза, это связано с большим миграционным притоком и неблагоприятными природными условиями.
В сфере образования у Астраханской области преимуществ немного. Из-за повышенной рождаемости в районах проживания этнических меньшинств, притока мигрантов и недостаточной обеспеченности школами в области высока доля детей, занимающихся во вторую смену (25,6%). При всей ярко выраженной моноцентричности, Астрахань не стала крупным научным или вузовским центром, в городе только шесть вузов, из них один негосударственный. Несмотря на то, что темпы роста численности студентов (в 2,3 раза за 1995–2002 гг.) были несколько выше среднероссийских (2,1 раза), обеспеченность студентами в расчете на 10 тыс. населения на треть ниже средней по стране. Недостаточное развитие высшей школы в определенной мере компенсируется широким охватом населения средним специальным образованием: на 10 тыс. жителей приходится 228 учащихся ссузов (2-е место в РФ), а среди занятых повышена доля лиц со средним специальным образованием (47%).
Жилищные условия в Астраханской области типичны для большинства регионов Юга России – это пониженная обеспеченность жильем (18 кв. м на человека при среднероссийском показателе 20 кв. м), повышенная доля частного жилья в структуре жилищного фонда (77%) и низкие показатели благоустройства даже в городах (табл. 1), не говоря уже о сельской местности (рис. 7). Более 70% населенных пунктов Астраханской области не имеют нормальной питьевой воды несмотря на многочисленные программы, включая программу «Чистая вода». Инфраструктурная обеспеченность поселений слабо связана с их экономическим состоянием, она унаследована от советских времен. В Красноярском районе низкая обеспеченность канализацией отчасти связана с большим количеством временных поселений.
Рис. 5. Обеспеченность канализацией жилищного фонда районов области в 2002 г. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие полезные материалы
Развитие Северо-Кавказского экономического района Состав Северо-Кавказского экономического района: Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край; Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия (Алания) и Чеченская (Ичкерия). Занимая всего ...