Daold.ru

Популярная география

Географические и культурные особенности

Хозяйственный комплекс территории

Самая старая опора – транспортно-транзитная, она связана с фронтирным положением области. Еще первое государство на Нижней Волге – Хазарский каганат (середина VII в.) – активно использовало выгоды своего географического положения на удобных путях из Европы в Среднюю и Южную Азию. Впоследствии здесь расцветали Золотая Орда и Астраханское ханство. Само завоевание Астрахани в XVI в. диктовалось геополитической обстановкой – борьбой России с Крымом и Турцией и стремлением контролировать удобные пути на юг. В советские годы транзитная функция резко ослабела, но современная региональная власть озабочена развитием транспортного коридора «Север – Юг». Строится новый порт Оля в 50 км южнее Астрахани: с 2002 г. началось регулярное грузовое паромное сообщение с Ираном (правда, преимущества прямых связей через Каспий перекрываются потерями от транспортировки международных грузов по разбитым автодорогам области). Компания «ЛУКойл» строит в поселке Ильинка собственный нефтепорт, который позволит переваливать около 3,5 млн. т нефтепродуктов ежегодно. Но по вкладу в экономику области транспортная функция пока остается второстепенной.

Погранично-транзитное положение имеет и негативные социальные последствия, связанные с неконтролируемым наплывом мигрантов с юга и юго-востока. Государственная граница с Казахстаном остается полупрозрачной, охраняется, по словам пограничников, «оперативным путем», т.е. они следят за наиболее опасными ее участками. Многие погранзаставы находятся в ближайших селах за 30–40 км от границы, куда добираются на старой полуразвалившейся технике. Активно используется астраханский путь и для ввоза наркотиков. Наиболее распространены достаточно дешевые и наиболее доступные наркотики невысокой степени очистки – опий-сырец и гашиш. Однако с 1997 г. отмечается внедрение среднеазиатского героина. Транспортировка наркотических средств производится в основном с использованием автотранспорта, но все чаще для незаконного ввоза нарковеществ используется паромная переправа через Каспийское море (Туркменбаши – Астрахань).

Внутриобластные различия показывают, что в легальной экономике заметны только столица и газодобывающий Красноярский район. Хотя Астрахань по объему промышленного производства уступает Красноярскому району, зато по объему инвестиций ей нет конкурентов (табл. 7). Все остальные муниципалитеты играют незначительную роль в производстве и почти не привлекают инвестиций.

Таблица 6. Производство промышленной продукции (по полному кругу предприятий) и объем инвестиций в основной капитал в 2002 г.

Города и районы

Промышленное производство

Объем инвестиций

млн. руб.

темпы роста, в% к 2001 г.

удельный вес в области, %

млн. руб.

удельный вес в области, %

г. Астрахань

7004

107

28,9

10015

78,3

г. Знаменск

32

108

0,1

195

1,5

Ахтубинский

873

117

3,6

83

0,7

Володарский

357

118

1,5

12

0,1

Енотаевский

27

87

0,1

25

0,2

Икрянинский

726

125

3,0

67

0,5

Камызякский

248

100

1,0

65

0,5

Красноярский

14519

104

59,9

2121

16,6

Лиманский

70

126

0,3

16

0,1

Наримановский

159

125

0,6

45

0,4

Приволжский

83

78

0,3

67

0,5

Харабалинский

136

60

0,6

20

0,2

Черноярский

12

108

0,1

4

0,0

Итого

24 245

104

100

12 791

100

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие полезные материалы

Экономико-географическая характеристика Зимбабве Где-то в этих краях, если верить Корнею Чуковскому, врачевал добрый доктор Айболит. Именно здесь к знаменитой реке Лимпопо на водопой приходят одни из самых удивительных животных в мире. В Зимбабве в большом количестве особей представлена "большая пят ...