Самая старая опора – транспортно-транзитная, она связана с фронтирным положением области. Еще первое государство на Нижней Волге – Хазарский каганат (середина VII в.) – активно использовало выгоды своего географического положения на удобных путях из Европы в Среднюю и Южную Азию. Впоследствии здесь расцветали Золотая Орда и Астраханское ханство. Само завоевание Астрахани в XVI в. диктовалось геополитической обстановкой – борьбой России с Крымом и Турцией и стремлением контролировать удобные пути на юг. В советские годы транзитная функция резко ослабела, но современная региональная власть озабочена развитием транспортного коридора «Север – Юг». Строится новый порт Оля в 50 км южнее Астрахани: с 2002 г. началось регулярное грузовое паромное сообщение с Ираном (правда, преимущества прямых связей через Каспий перекрываются потерями от транспортировки международных грузов по разбитым автодорогам области). Компания «ЛУКойл» строит в поселке Ильинка собственный нефтепорт, который позволит переваливать около 3,5 млн. т нефтепродуктов ежегодно. Но по вкладу в экономику области транспортная функция пока остается второстепенной.
Погранично-транзитное положение имеет и негативные социальные последствия, связанные с неконтролируемым наплывом мигрантов с юга и юго-востока. Государственная граница с Казахстаном остается полупрозрачной, охраняется, по словам пограничников, «оперативным путем», т.е. они следят за наиболее опасными ее участками. Многие погранзаставы находятся в ближайших селах за 30–40 км от границы, куда добираются на старой полуразвалившейся технике. Активно используется астраханский путь и для ввоза наркотиков. Наиболее распространены достаточно дешевые и наиболее доступные наркотики невысокой степени очистки – опий-сырец и гашиш. Однако с 1997 г. отмечается внедрение среднеазиатского героина. Транспортировка наркотических средств производится в основном с использованием автотранспорта, но все чаще для незаконного ввоза нарковеществ используется паромная переправа через Каспийское море (Туркменбаши – Астрахань).
Внутриобластные различия показывают, что в легальной экономике заметны только столица и газодобывающий Красноярский район. Хотя Астрахань по объему промышленного производства уступает Красноярскому району, зато по объему инвестиций ей нет конкурентов (табл. 7). Все остальные муниципалитеты играют незначительную роль в производстве и почти не привлекают инвестиций.
Таблица 6. Производство промышленной продукции (по полному кругу предприятий) и объем инвестиций в основной капитал в 2002 г.
Города и районы | Промышленное производство | Объем инвестиций | |||
млн. руб. | темпы роста, в% к 2001 г. | удельный вес в области, % | млн. руб. | удельный вес в области, % | |
г. Астрахань | 7004 | 107 | 28,9 | 10015 | 78,3 |
г. Знаменск | 32 | 108 | 0,1 | 195 | 1,5 |
Ахтубинский | 873 | 117 | 3,6 | 83 | 0,7 |
Володарский | 357 | 118 | 1,5 | 12 | 0,1 |
Енотаевский | 27 | 87 | 0,1 | 25 | 0,2 |
Икрянинский | 726 | 125 | 3,0 | 67 | 0,5 |
Камызякский | 248 | 100 | 1,0 | 65 | 0,5 |
Красноярский | 14519 | 104 | 59,9 | 2121 | 16,6 |
Лиманский | 70 | 126 | 0,3 | 16 | 0,1 |
Наримановский | 159 | 125 | 0,6 | 45 | 0,4 |
Приволжский | 83 | 78 | 0,3 | 67 | 0,5 |
Харабалинский | 136 | 60 | 0,6 | 20 | 0,2 |
Черноярский | 12 | 108 | 0,1 | 4 | 0,0 |
Итого | 24 245 | 104 | 100 | 12 791 | 100 |
Другие полезные материалы
Экономико-географическая характеристика Зимбабве Где-то в этих краях, если верить Корнею Чуковскому, врачевал добрый доктор Айболит. Именно здесь к знаменитой реке Лимпопо на водопой приходят одни из самых удивительных животных в мире. В Зимбабве в большом количестве особей представлена "большая пят ...