Столь сильное сокращение числа легальных абортов не оказало тем не менее повышающего влияния па рождаемость. Напротив, в условиях рыночных реформ рождаемость в Польше, как и в других бывших социалистических странах, быстро снижалась. Величина СКР, составлявшая в 1985 г. 2,32, сократилась до 1,62 в 1995 г. и 1,37 в 1999 г. По мнению польских правозащитных организаций, несмотря на высокие цены, взимаемые за производство подпольных абортов, число таких абортов ежегодно составляет от 40 до 50 тыс., включая примерно 16 тыс. абортов, осуществляемых во время «туристических» поездок за границу .
Чрезвычайно жесткое законодательство в области абортов создает для Польши определенные политические проблемы, поскольку Европейский парламент принял резолюцию, призывающую к легализации абортов во всех странах, входящих в Европейский союз или являющихся кандидатами на вступление в него. С другой стороны, против «проабортного давления» европейских парламентариев жестко выступает польская католическая церковь. Нынешнее правительство Польши вынуждено учитывать в своей политике оба эти фактора.
В настоящее время уровень рождаемости во всех европейских странах, кроме Албании, не обеспечивает простого воспроизводства населения. Тем не менее естественный прирост населения в странах Европейского союза (за исключением Швеции и Германии) пока остается положительным. Это объясняется в первую очередь инерцией возрастной структуры населения (данный фактор до начала 1990-х гг. обеспечивал естественный прирост населения и в России), а также высокой продолжительностью жизни. Оба эти фактора растягивают во времени переход к отрицательному естественному приросту, но при сохранении рождаемости на уровне ниже простого замещения поколений не смогут его предотвратить. Кроме того, в Ирландии и Франции рождаемость почти обеспечивает простое замещение поколений — суммарные коэффициенты рождаемости по оценке на 2003 г. составляли в этих странах соответственно 2,0 и 1,9 при уровне простого замещения поколений около 2,1. По прогнозам Нидерландского Института демографических исследований, переход к отрицательному естественному приросту населения стран Северной, Западной и Южной Европы произойдет зависимости от того, какими будут показатели рождаемости в интервале от 2005 до 2030 г.
Существенное отличие демографической ситуации в странах Европейского союза от российской заключается, среди прочего, в том, что страны ЕС всегда могут пополнить нехватку квалифицированной рабочей силы и стране, приглашая мигрантов из России и стран Восточной Европы. Кроме того, страны ЕС находятся под постоянным миграционным давлением со стороны стран третьего мира. По прогнозам демографов, чистое сальдо миграции в европейских странах в ближайшие десятилетия останется положительным, что скорее всего обеспечит небольшой (не более 0,5% в год) рост их населении. Неудивительно, что сложившаяся демографическая ситуации вызывает у правительств России и наиболее развитых стран мира совершенно разное отношение. Страны Европейского союза, часто считан уровень рождаемости в своих странах слишком низким, не проводят политики, прямо направленной на повышение уровня рождаемости. Для этих стран более характерна семейная политика, цель которой — оказание социальной помощи семье в выполнении ею ее функций. Европейская Комиссия (один из руководящих органов ЕС) определяет цели в этой области следующим образом: «Социальная защита должна способствовать успешному сочетанию профессиональной деятельности и семейной жизни, что является не только вопросом обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин, по также - в свете происходящих демографических изменений - и вопросом экономической необходимости» . Основным источником роста населения стран ЕС в ближайшие десятилетия будет миграции, поэтому именно миграционная политика с присущими ей проблемами и противоречиями находится сейчас в центре внимания правительств и общественности этих стран. Что касается семейной политики, то основными составляющими пакета детской помощи, который получают семьи в странах ЕС, являются : Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие полезные материалы
Рекреационный потенциал Алтайского края В данной работе анализируется историко-культурный потенциал Республики Алтай. Республика Алтай – составная часть Российской Федерации. Она расположена в Южной Сибири, на границе двух обширных географических стран: Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. ...