• универсальные детские пособия, выплачиваемые независимо от доходов семьи (во всех странах ЕС кроме Греции, Испании и Италии);
• дополнительные пособия бедным семьям, зависящим от заработка родителей (Франция, Ирландии, Португалия и Великобритания);
• бесплатное питание школьникам (Финляндии и Швеция - для всех школьников без исключении; Франции - только дли бедных);
• освобождение от определенных расходов ни оплату услуг здравоохранения (Ирландия, Нидерланды);
• отпуска по уходу за новорожденным, и также, пособия женщинам, прервавшим карьеру дли воспитания детей;
• налоговые льготы и ряд другим мер.
Реальный размер этих пособий (с учетом того, платными или бесплатными являются те или иные услуги здравоохранения и образования) различается от страны к стране. К странам с наиболее высоким уровнем государственной поддержки семьи относятся: Люксембург, Франция, Бельгия и Германия; со средним, уровнем — Дания, Финляндии, Швеции и Великобритания; с относительно низким уровнем поддержки — Ирландия, Португалия, Нидерланды, Испании, Италии.
Граница между демографической и семейной политикой является достаточно размытой, поскольку мероприятия семейной политики могут оказывать заметное влияние на ход демографических процессов. Характерный пример — Швеция, где основным мотивом усилении помощи семьям с детьми послужило стремление к дальнейшему уравниванию прав мужчин и женщин, а причиной последующего уменьшения объемов такой помощи — обязательства, принимаемые на себя Швецией в связи с подготовкой к вступлению в ЕС. Не преследуя непосредственно демографических целей, эти меры оказали неожиданно сильное влияние на рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,74 в 1985 г. до 2,13 в 1990 г., а после уменьшения объемов мер демографической помощи семье вновь снизился до 1,73 к 1995 г. Рост рождаемости в этот период был «истинным» и не сводился к изменению календаря рождений.
До начала 1980-х гг. в СССР проводилась, главным образом, семейная политика, обычно называемая охраной материнства и детства, и не направленная непосредственно на изменение параметров демографического воспроизводства. К числу немногих исключений относился законодательный запрет абортов в 1936 г. (отменен в конце 1955 г.). В условиях использования аборта как одного из основных методов предотвращения нежеланных рождений его запрет привел к кратковременному росту рождаемости - суммарный коэффициент рождаемости в СССР повысился с 4,2 в 1936 г. до 4,9 в 1937 г. и 4,7 в 1938 г. Тем не менее, законодательный запрет абортов не смог прервать долговременную тенденцию к снижению рождаемости. В СССР в 1949 г. СКР составлял 3,3, в 1950 г. — 3,1, в 1955 г. - 2,9. Отмена законодательного запрета аборта в 1955 г. не привела к каким-либо резким отклонениям от этой тенденции — СКР и 1956-1958 гг. оставался на уровне 2,9 , а в последующие годы продолжил свое падение.
Демографическая политика в СССР была наиболее активной в первой половине 1980-х гг. В 1981 г: было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Постановлением предусматривалось введение для работающих матерей, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1 года. Ежемесячный размер выплачиваемого при этом пособия составлял 35 руб., а в районах с неблагоприятным климатом - 50 руб. (для сравнения: заработная плата начинающего специалиста с высшим образованием и тот период обычно не превышала 90—120 руб.). Кроме тою, были установлены единовременные пособия при рождении детей (50 руб. при рождении первого ребенка, 100 руб. при рождении второго и третьего детей), предусмотрено введение дли женщин, имеющих двоих и более детей до 12 лет, ежегодного трехдневного оплачиваемого отпуска, гарантировалось сохранение трудового стажа на период ухода за ребенком до достижении им 1,5 лет. Целесообразность таких мер была обоснована необходимостью создания наиболее благоприятных условий дли роста населении и воспитания подрастающих поколений. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие полезные материалы
Географические факторы развития государства Работы последнего десятилетия по истории социально-экономического развития России стали учитывать громадную роль в судьбе российского социума природно-климатического, и шире - географического фактора. Однако конкретно-исторический механизм влияния этого фак ...